Сайт воспитателя Новожениной Натальи Викторовны

развитие навыков общения

 Развитие навыков общения в процессе организации игровой деятельности

Подготовила:

воспитатель

Новоженина Н. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Н. Новгород

Встаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника коммуникативные способности? Таким средством может быть игра. Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка?

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых.

Таким образом, особенно ярко выражена игровая деятельность в дошкольные годы. В игре моделируются реальные отношения взрослых, происходит осмысление детьми различных явлений действительности. Таким образом, в игре создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных способностей и умений. И не случайны выводы учёных педагогов и психологов – «чтобы ребёнок вырос общительным, самостоятельным и всесторонне развитым его необходимо научить играть!»

В современной социокультурной ситуации остро наблюдается потребность в формировании взаимодействия между людьми на основе взаимопонимания доверия, сотрудничества. В дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры предоставляют большие возможности для формирования умения взаимодействовать с окружающими людьми. В связи с этим, игра должна занимать важное место в жизни ребёнка дошкольного возраста, являться не на словах, а на деле ведущим видом его деятельности. В процессе обучения игре обеспечивается не столько формирование определённых игровых умений и навыков, сколько активизация их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально – волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

В настоящее время учёные обеспокоены состоянием игровой деятельности в детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в образовательном процессе детского сада. Ослабление внимания к сюжетно-ролевой игре происходит также и в связи с непониманием практическими работниками роли игры в психическом развитии ребёнка, с недостаточностью профессиональных знаний и умений в области игровой деятельности.

Бедность и примитивность игр пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение в основном происходит в совместной игре. Именно совместная игра (её правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.

Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть и в результате игра уходит из жизни ребёнка. Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить её смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Как играют наши дети? Раньше дети играли круглый год, с утра до вечера, развиваясь физически, умственно, духовно, вопреки политическим, экономическим и бытовым настроениям… Нам не нравится, во что играют наши дети? Это повод для размышления.

К сожалению, современные дети, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит психологов и педагогов во всем мире.

Взрослых, особенно родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Изменилось само качество, сама суть игровой культуры: она стала какой-то невеселой, агрессивной, индивидуалистической.

А зачем ребёнку игра?

В погоне за ранним всесторонним развитием ребёнка мы рьяно заполняем время игры занятиями в разных кружках и школах. Английский, бальные танцы, спортивная секция, снова английский, танцы, секция. И так всю неделю. А в выходные мы стараемся, чтобы наши чада находили себе «тихие» занятия, перепоручаем своих детей телевизору или компьютеру, действую в основном по принципу «лишь бы не мешали».

Что же делать? Как вернуть игру детям?

Надо дать им больше свободного от обучения и от нас времени, чтобы играть! Дать им наше внимание, участие, себя в качестве партнёра по игре – если дети захотят этого.

Получить от ребёнка приглашение в свою игру – знак величайшего доверия. Ребёнок сам скажет, что нам здесь делать. Почаще думать, какими красками мы рисуем их детство – ведь оно полностью в наших руках. Вот за что мы по-настоящему в ответе. И у нас есть силы и талант, чтобы сделать его жизнь такой яркой и красивой.

Пусть они играют в банкиров, но помыслы будут направлены на благо всех, на благо России. И этому игра может научить. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах. И этому игра может научить.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения, формирования коммуникативных способностей и умений через сюжетно-ролевую игру у детей дошкольного возраста остаётся актуальной.

Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Большинство зарубежных исследователей указывают на значение игры для развития у ребёнка как интеллектуальных, так и социальных сфер функционирования.

Значение игры в жизнедеятельности дошкольника трудно переоценить. Отметим следующее. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения в этот период.

В современных психолого-педагогических исследованиях доказано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка спонтанно, а передаётся ему от сверстников или старших детей (братьев, сестёр), уже овладевших игровыми навыками, или от взрослых (воспитателей, родителей). Естественным образом это происходит, если ребёнок находится в разновозрастном детском коллективе или семье, в которой воспитывается несколько детей. В такой группе игра проявляется во всей своей полноте: старшие дети используют знакомые им способы развёртывания сюжета, построения игры, а младшие подключаются на доступном им игровом уровне, накапливают игровой опыт, чтобы в дальнейшем передать его другому поколению младших дошкольников. Но, посещая дошкольное учреждение, ребёнок в основном находится в коллективе своих сверстников, а не в разновозрастной группе. Поэтому более актуальным становится другой путь обучения ребёнка игровым навыкам – через игру, специально организованную (но не навязанную) воспитателем, при условии что воспитатель - активный участник этой игры, партнёр ребёнка по игре. Воспитатель знакомит ребёнка с новыми способами построения игры, направляет на осуществление и пояснение производимых игровых действий, формирует у дошкольника игровые умения в совместной игре, создаёт условия для самостоятельной детской ролевой игры. И, конечно, в игре недопустимо со стороны взрослого принуждение, навязывание темы, игровых ролей, формы игры, партнёров для играющих детей. Ребёнок сам выбирает свою игру.

В целом в педагогическом процессе необходимо различать по отношению к сюжетно-ролевой игре две составляющие: совместная игра воспитателя с детьми, в процессе которой формируются новые игровые умения, самостоятельная детская игра, в которой воспитатель обеспечивает условия для активизации имеющегося у детей арсенала игровых умений.

Эти составляющие присутствуют на каждом возрастном этапе, но их удельный вес изменяется в зависимости от возраста детей и степени овладения ими игровыми навыками. Оценивая уровень развития игровой деятельности дошкольников, прежде всего, отмечают умение ребёнка включать в игру: условные действия с предметом, ролевые диалоги, комбинации разнообразных игровых событий.

Игра – самостоятельная психическая реальность, уникальный и неповторимый мир детства. В более систематизированном виде игра предстаёт перед нами как средство:

1. познания (усвоения новых знаний);

2. развития эмоциональности, усиления жизнерадостности и преодоления негативных чувств;

3. самовыражения, раскрытия своего творческого потенциала, возможностей и способностей;

4. приобретения коммуникативного опыта через умение принимать и играть роли;

5. формирования гибкого, ситуативного, альтернативного мышления и непосредственности в общении;

6. развития психических процессов, в том числе воображения, внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевых процессов;

7. социализации (приобщения к социуму).

Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что  игра является наиболее свободной, непринужденной деятельностью ребёнка-дошкольника. Непринужденный характер игры выражается в том, что ребёнок свободно выбирает сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного, «правильного» использования. Творческая свобода игры выражается и в том, что ребёнок включается в неё со всей своей эмоциональностью, испытывая во время игры максимальное удовольствие. Но здесь нельзя не сказать о парадоксе детской игры. Парадокс заключается в том, что именно в этой максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребёнок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Сущность детской игры как раз и заключается в этом противоречии. Развитие осуществляется в самостоятельной игре детей, а также в игре специально организованной взрослым. В неё вносится определённое развивающее содержание, через которое может происходить усвоение самых различных знаний, умений, развитие способностей.

Игра является первой школой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Например, как ни заманчиво ребёнку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он – «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Игра создаёт благоприятные условия для организации движений дошкольника. Дело в том, что когда ребёнок берёт на себя определённую роль, он сознательно и произвольно воспроизводит определённые движения, характерные для изображаемого персонажа.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Итак, важная роль игры в развитии психических процессов ребёнка объясняется тем, что она вооружает ребёнка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемым и не могло бы быть освоено.

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения.

Игра создаёт для ребёнка «зону ближайшего развития ребёнка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности, в процессе которой происходят качественные изменения психики ребёнка. В сюжетно-ролевой игре ребёнок не только замещает предметы, но и берёт на себя ту или иную роль и начинает действовать в соответствии с этой ролью. В игре ребёнку впервые открываются отношения, существующие  между людьми в процессе их трудовой деятельности, их права и обязанности.

Обязанности по отношению к окружающим – это то, что ребёнок чувствует необходимым исполнять, исходя из роли, которую он взял на себя.

В ролевой игре дети отражают окружающее их многообразие действительности. Они воспроизводят сцены из семейного быта, из трудовой деятельности и взаимоотношений взрослых и т.д. чем шире сфера действительности, с которой сталкиваются дети, чем разнообразнее сюжеты игр. Поэтому, естественно, младший дошкольник имеет ограниченное число сюжетов, а у старшего дошкольника они чрезвычайно разнообразны.

В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы: мотив, тема игры, сюжет игры, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, игровой материал.

Становление всех компонентов игры как деятельности обеспечивает педагог в процессе руководства игрой:

Целью является стремление быть похожим на взрослого; мотив самоутверждения, познание своих возможностей.

Предметом – знания, действия, которые будут изображены (то, что ребёнок наблюдает).

Результат: удовлетворение, самооценка. Ответ на вопрос: «Какой я?» Плюс оценка количества детей и педагога.

Развитие сюжетно-ролевой игры идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстниками и затем, в конечном итоге, к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями. Для осуществления такой сложной деятельности, носящей коллективный характер, необходима определённая самоорганизация: следует договориться об общем, всех интересующем сюжете, распределить между собой роли, условиться о значении вовлекаемых в игру предметов, распределить предметы в соответствии со взятыми ролями, при осуществлении замысла игры подчиняться правилам, заключённым во взятых на себя ролях и в отношениях, определённых сюжетом игры. Контролировать своё поведение и поведение своих товарищей по игре.

Тематика сюжетно-ролевых игр меняется с возрастом играющих. Некоторые сюжеты могут встречаться как у младших, так и у старших дошкольников («Детский сад», «Дочки-матери» и т.п.). Но, несмотря на то, что существуют сюжеты, общие для детей всех дошкольных возрастов, они разыгрываются по-разному: игра становится более разнообразной у старших дошкольников. Каждому возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета. Итак, дети играют в сходные игры в любом возрасте, но они играют в них по-разному. Поэтому указание на сюжет еще не характеризует игру полностью. Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребёнок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание.

Организационная работа, которую дети осуществляют до начала игры и в её процессе, есть коллективная деятельность, объединяющая участников единым сюжетом и совместным его воплощением. В игровом коллективе, длительное время увлечённом интересной деятельностью, устанавливаются свои законы: «всё делить поровну, а не хватает – сделать», «если товарищ не справляется с заданием, окажи помощь». Дети на практике видят нормы коллективной жизни: уступать, делиться, сдерживать себя, проявлять чуткость. Дети своими силами воздействуют на поведение своих товарищей, нарушающих дисциплину.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития дошкольников.

Развитие дошкольника происходит в игре. Это означает, что знания, полученные от взрослых, будут приняты внутренним миром ребёнка, если они проигрываются и закрепляются в ведущей деятельности.

Для того чтобы методически грамотно организовать сюжетно-ролевую игру ребёнка-дошкольника воспитателю необходимо хорошо понимать её специфику, иметь чёткие представления о развивающем и корригирующем значении игры, о её своеобразии на каждом возрастном этапе дошкольного детства. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) – это отрезок жизни ребёнка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребёнок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Ребёнок открывает для себя мир человеческих отношений, разные виды деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Руководство играми – один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, как они будут вести себя в игре. Важнейшее условие успешного руководства играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относиться к игре серьёзно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.

В педагогической практике нередки случаи, когда время расходуется недостаточно рационально. Всё это обязывает воспитателей в своей работе с детьми уделять больше внимания «предыстории игры», подготовке к ней. Поэтому необходимо большое внимание уделять перспективе работы, которая отражена в перспективно-тематическом плане, включающем в себя беседы, рассматривание, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, драматизация, игры-занятия, игры-беседы с применением элементов кукольного театра, коммуникативных игр и упражнений.

Перспективно-тематический план способствует поэтапному формированию коммуникативных способностей и умений у детей в сюжетно-ролевой игре.

Планирование предполагает определение цели игры.

При обучении собственно сюжетно-ролевым играм большое внимание следует уделять обогащению предметно-игровой среды, что даст возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия.

К сюжетно-ролевым играм разработаны предметно-ролевые и игровые действия, в соответствии с возрастом и их взаимосвязь в процессе развития.

Дошкольный возраст – это возраст расцвета игровой деятельности, это возраст, в котором чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребёнка. Для развития коммуникативных способностей и умений возможно создание комплекса игр «Школа общения», которые помогают преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоциональную сферу ребёнка, обучать его способам реагирования на проблемную ситуацию и социальных навыков поведения. Игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнёрских отношений.

Эта система игр и упражнений направлена на привлечение внимания ребёнка к другому ребёнку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые игры помогают детям: переживать чувство общности друг с другом; учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии; вызывать заинтересованность в общей цели; проявлять терпение к недостаткам других.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния, окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребёнок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры необходимо продумать не только содержание инструкции, но и способ её подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.

В ходе игр дети имеют возможность получить новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом совершенно не так, как в ходе обычной детсадовской жизни. Задача педагога – обогатить это общение душевной теплотой, чуткостью и уважением. После проведения игр детям предлагается проанализировать и обсудить полученный опыт, и здесь важно подчеркнуть ценность выводов, сделанных самими детьми.

Отсюда вытекает и воспитательная задача – отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я», от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей вне контекста взаимоотношений. Для этого предлагаются игровые задания, для успешного выполнения которых требуется пристальное внимание к партнёрам, их действиям, внешности и т.п. Все игры проводятся без слов, без игрушек; содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать некую общность с ним. По всей вероятности, игры покажутся детям странными, непривычными. Однако равные права, невербальные контакты снимут напряженность, замкнутость, боязнь того, что кто-то может обидеть.

В ходе игр педагог по возможности должен избегать инструкций, нравоучений, замечаний; не делить детей на хороших и плохих. Задача взрослого – поддерживать каждого, показывать, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнёры, проявляющие внимание друг к другу.

Именно способность видеть в другом ребёнке равную и независимую личность – важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.

Для успешного взаимодействия со сверстниками ребёнок должен владеть основными навыками организации игры, таким как: выбор сюжета, распределение ролей, планирование взаимодействий между персонажами взятие на себя роли.

Справедливы  выводы о необходимости установления в педагогическом процессе естественных связей между игровой, трудовой и художественной  и другой деятельностью детей, всё это способствует обогащению игрового опыта детей. А самое важное то, что ребёнок начинает действовать в игре самостоятельно, подходит к игре творчески, инициативно.

Обогащение игры детей приводит к развитию ролевого взаимодействия, что способствует развитию коммуникативных способностей и умений каждого ребёнка группы.

Литература

1. Бычкова С.С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников». М.: АРКТИ, 2002.

2. Виноградов Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников». М., 2008.

3. Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М., 2006.

4. «Давай поиграем!». Автор-составитель Пазухина И.А. Санкт-Петербург, 2005.

5. «Давай познакомимся!». Автор-составитель Пазухина И.А. Санкт-Петербург, 2004.

6. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. «Развитие игровой деятельности дошкольников». М., 2004.

7. Краснощёкова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону, 2005.

8. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». М., 2002.

9. Мухина В.С. «Детская психология». М.: ЭВСМО-Пресс, 2000.

10. Образцова Т.Н. «Ролевые игры для детей». М., 2005.

11. Ткаченко И.В., Богачкина Н.А. «Играю – значит, интересно живу». М., 2008.

12. Чернецкая Л.В. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов-на-Дону, 2003.

13. Шипицина Л.М. , О.В. Защиринская «Азбука общения». «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт-Петербург, 2003.

14. Эльконин Д.Б. «Психологические вопросы игры дошкольника». Психология дошкольника. Хрестоматия, сост. Урунтаева Г.А.. М.: Академия, 2000.

8 ноября 2017 в 14:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.