Сайт воспитателя Новожениной Натальи Викторовны
Игра как средство развития навыков общения"Игра как средство развития навыков общения со сверстниками Автор: Новоженина Наталья Викторовна «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». А.С. Макаренко Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни; у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. Группа детского сада – первое социальное объединение детей, где проявляются их дружеские и конфликтные взаимоотношения: выделяются дети, испытывающие трудности в общении. В своей работе мне приходилось и приходится постоянно решать такие вопросы, как правильно и своевременно помочь детям развивать коммуникативные способности, как воспитывать у них гуманное отношение друг к другу, как делать всё необходимое, чтобы из собранных в группу детей в более короткий срок создать коллектив, который обеспечит многообразные формы общения. Меня волнует тот факт, что большинство дошкольников не умеет правильно общаться. Современные дети часто не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращения к ним, не способны переживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Кроме того, замыкаясь на компьютерных играх, дети мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. В обществе наблюдается дефицит «живого» общения, речевой культуры как во взаимоотношениях взрослых, так и между ребёнком и взрослым. 17 октября 2013 г. был утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В основе стандарта – личностно-развивающийся и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Какие же методы и приемы рекомендуют использовать ФГОС воспитателям в работе с дошкольниками по воспитанию навыков общения? Согласно ФГОС игра остается ведущим видом деятельности. Это наиболее доступный для детей вид деятельности, результат интеграции общения, познания и труда. Значение игры для формирования личности трудно переоценить: она усиливает навыки общения, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении. Именно осознание данной проблемы и объясняет выбор темы, её актуальность и практическую значимость. Цель работы: формирование навыков общения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Задачи: 1. Формировать у детей умение самостоятельно организовывать игру; задумывать тему, сюжет, участников. 2. Развивать творческие способности детей в передачи сюжета, побуждать их использовать в играх знания об окружающей жизни. 3. Воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу, умение договариваться, мирно разрешать конфликты. В своей работе я уделяю особое внимание воспитанию у детей дружеских чувств и отношений. Характер детской дружбы, ее нравственная направленность в полной мере зависит то того, какие интересы и какие потребности её скрепляют, какие мотивы побуждают к действию. Избирательная дружба и объединение детей 6-ти лет строятся в первую очередь на основе игровых интересов и определенных игровых умений (умение придумывать игру, выполнять правила, хорошо строить и т.д.). Знакомя с новой игрой, я ставлю перед детьми задачу, чтобы при выборе участника игры дети оценили определенные личностные качества играющего: справедливость («не только один хочет быть главным, когда играем»; «не выключает просто так из игры»); организаторские умения; помощь товарищу, доброта, заботливость; четкое следование правилам игры и др. По поводу выбора игры, распределения ролей, соблюдения правил стараюсь выступать не в качестве воспитателя, дающего указания, задания, а скорее всего на правах участника игры. На поведение ребенка я могу влиять и через роль, которую он играет, например игра «Больница». Мне приходилось наблюдать, что во время игры Соня С., изображающая доктора, нетерпелива и недоброжелательна к пациентам. Я как воспитатель, не делаю ей замечаний, типа «Соня С. Веди себя как полагается, будь вежливой», а говорю: «Доктор, не волнуйтесь. Вы успеете принять и полечить всех. Вы ведь заметили, когда разговаривали с мамой Аленой и её сыночком, они всё выполнили, как им говорили». Такого рода подсказки принимаются ребенком и помогают ему наладить игру. Выявить уровень сформированности гуманных, дружеских чувств помогают специально создаваемые игровые ситуации. Например, в обычную игру включается нравственная задача: играющим нужно заметить трудное положение, в котором находится товарищ, подумать, как выручить его (игра «Не намочи ног»). Общение является важнейшим средством налаживания товарищеских взаимоотношений в игре. Язык игры понятен всем детям, но оказывается, нужен ещё и язык общения. В ролевой игре, как известно, есть два вида общения: собственно-игровое и организационное. Первое осуществляется между детьми от имени взятых на себя ролей (врач-пациент, покупатель-продавец). Второе – общение по поводу организации игры. Оно имеет место при решении таких вопросов, как выбор темы, определение состава участников, распределение ролей, контроль за выполнение правил поведения в игре. Этому виду общения придаётся наибольшее значение в развитии общественных качеств личности ребенка. Например, Глеб С., Саша Г. и Андрей Д. договорились строить гараж. Глеб С. Уже хотел приступить к постройке, но Андрей Д. вдруг решил вместо гаража сделать туннель. Саша Г. стал подавать ему материал, а Глеб С. Только смотрел. Когда Глеба я спросила, как он строит, мальчик ответил: «Андрей сам всё строил». На вопрос, почему так получилось, Андрей Д. сказал: «Они не умеют». Глеб С. же объяснил иначе: «Договорились строить гараж, а он туннель сделал. Разве так играют?» Было ясно, что ни Глеб, ни Саша не получили удовлетворения. Совместная постройка не удалась. После окончания игры, я провела с детьми беседу о том, как они строили, как играли, почему лучше строить и играть вместе, о чем надо договориться перед коллективной стройкой, что получилось хорошо, а что неудачно: кто умел строить дружно. Разбор, обсуждение с детьми тех или иных случаев и факторов, присутствовавших в игре, имеют большое значение для нравственного воспитания ребят. Важно развивать у детей такие способы общения, которые благоприятно влияют на эмоциональный климат в игровом объединении: умение прямо адресовать свои высказывания сверстнику, чтобы привлечь его внимание к игре, к совместным действиям, использовать для этого обращения типа: («Посмотри сюда…», «Послушай, что скажу…», «А что если нам…» и т.д.); умение обратиться по имени или по названию его роли («Нам бы, Матвей, вон те кубики принести, построить бы из них что-нибудь», «У тебя, шофёр, веревка под колесо попала»); умение высказать предложение в приветливой форме («Давай в «Парикмахерскую» играть!», «Может быть, поиграем в «Магазин»?»); вежливо ответить на просьбу товарища принять его в игру («Конечно можно.Вместе интересней»); способность доброжелательно выражать согласие с игровым замыслом, придуманным другим ребенком, или же в случае несогласия деликатно отклонить нежелательные предложения партнера («Знаешь что-то в «Пограничников» не хочется играть. Давай лучше в «Лётчиков». «Давай сначала в «Лётчиков», а потом в «Пограничников», хорошо); вежливо принять отказ сверстника поиграть вместе, а также его возражения относительно замысла игры; умение выяснить удовлетворен ли партнер полученной ролью, учтены ли его интересы при подборе игрового материала («Ты согласна, Катя, если я возьму себе куклу и зайчика, а тебе останутся кукла и лисёнок» «Тебе один самолёт и мне один самолёт, а третий будет запасной. Договорились?»); умение обратиться к партнеру как к равному, не подчеркивая своего превосходства («Аня, отнеси кегли, а я пока эти игрушки уберу»);Жизнь ребят в детском саду и дома богата примерами доброжелательного отношения между людьми. Поэтому я в своей работе отбираю такие приемы взаимодействия (этические беседы, участие воспитателя в игре детей на правах участника; влияние на поведение ребёнка через его роль в игре; через специально создаваемые игровые ситуации; метод наблюдения), которые способствовали бы тому, чтобы нравственные нормы и правила стали внутренней потребностью ребёнка, чтобы он поступал хорошо не только в присутствии взрослых, чтобы для него стало привычным, осознанным внутренне мотивированное стремление поступать именно так, а не иначе. Богатые возможности для воспитания великодушия, отзывчивости, уважения к окружающим, умение считаться с интересами, замыслами, желаниями других, создают творческие, сюжетно-ролевые игры на бытовые темы. Тематика любимых игр, отражающих отношения людей вне производственной сферы различна. Это такие игры, как: «У нас гости», «День рождения дочки», «Наша семья на отдыхе (на пляже, в лесу, на концерте)», «Мамин праздник», «Дочка заболела», «Праздник», «У доктора», «наш детский сад» и др. Широкие возможности для воспитания гуманных чувств предоставляют игры с куклами. Уже маленькие дети видят в кукле образ живого человека. Наделяя куклу человеческими качествами, дети переживают и радуются за неё, огорчаются вместе с ней. Наблюдая за играющими, я отмечаю каких результатов дети достигли в своём развитии и чего ещё надо воспитать у них, над чем работать. Дети тонко подмечают различные стороны внутри семейных взаимоотношений и отражают в играх тончайшие нюансы человеческих чувств. В старшем дошкольном возрасте игры в «Семью» с куклами и без кукол притягательны для детей. Поэтому в своей работе пытаюсь обогатить впечатления, вызвать гуманные чувства к младенцу, показать чуткое, ласковое, доброе отношение к нему всех членов семьи. Богаты материал для развития сюжетов и совершенствования содержания бытовой игры , я беру из произведений художественной литературы о детях, о семье («Алёнушка» Е. Благинина, «Машенька» А Барто, «трудный вечер» Н. Артюхова и др.). Игры на бытовые темы дают возможность воспитателю лучше изучить каждого ребёнка, привлечь семью к тому, чтобы дома родители больше внимания уделяли воспитанию у ребёнка нравственных чувств, умений и навыков поведения в семье и общественном месте. Проведенная работа с детьми показала достаточно высокие результаты. Дети стали больше играть, самостоятельно разрешать многие конфликты, требовать от взрослых меньше внимания к себе и все больше общаться друг с другом. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих проблемных детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали чаще участвовать в совместных играх, о чем говорят результаты диагностики. Итак, игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость. Игра – это важнейший вид деятельности ребенка, он интересен детям и действенен в работе по развитию навыков общения. 8 ноября 2017 в 13:53
Прикреплённые файлы:Документ: Игра как средство развития навыков общения" Описание файла:Файл называется: igra-kak-sredstvo-razvitija-navykov-obschenija-so-sverstnikami_hfn28.docx Это официальный файл организации «Сайт воспитателя Новожениной Натальи Викторовны», в нём содержится Игра как средство развития навыков общения". Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.